Введение
В Доме детского творчества «У Белого озера» с начала учебного года начала работу творческая группа педагогов по одному из ключевых направлений Дорожной карты ДДТ по реализации муниципальных проектов «Реализация индивидуального сопровождения одарённых детей». В ДДТ это, как правило, учащиеся, осваивающие продвинутый уровень дополнительных разноуровневых общеразвивающих программ различных направленностей.
Одной из первостепенных задач работы по направлению была задача собрать статистические данные об образовательных программах, предполагающих работу с одарёнными, педагогах, готовых к сопровождению одарённых учащихся и о реальном наличии одарённых детей в составе детских объединений.
В творческую группу вошли педагоги пяти структурных подразделений ДДТ: Горбачева О.В., руководитель образцовой драматической студии «Зеркало»; Максимова Р.З и Подрезова Д.А., руководители Школы-студии «Sерпантин»; Петрова Л.М., педагог изостудии «Радуга», Лобода Л.В., педагог объединения «Мода и стиль», Обласова М.В., педагог театрального коллектива «ЧердакЪ», Новоженникова В.И., руководитель детского фольклорного ансамбля «Веселинка», Мейко Т.Е., руководитель литературной студии «ЮГ»( Главный корпус); Дегтерёва Н.И, руководитель вокальной студии «Жар-птица» («Смена»); Крючкова С.В., педагог объединения «Живографика» («Огонёк»); Левыченкова С.В., педагог объединения «Рукодельница» ( «Фрегат»); Калиткина И.В., Карасева Н.Л., Маслова А.А., Темнякова Е.В., Качина Т.В., Реннер О.В. (Центр дошкольников «Лучики), реализующих образовательные программы с участием одарённых детей.
Формат работы с педагогами предполагал очную и «удалённую» работу. Определённая сложность при работе в группе заключалась в «географии» расположения педагогов, территориальной удалённости подразделений.
Формы работы и содержание деятельности были определены исходя из ключевых позиций реализации целевой модели дополнительного образования с учётом показателей Дорожной карты ДДТ «У Белого озера» (см. Приложение 1) и с опорой на ключевые задачи программы деятельности научно-методической службы МАОУ ДО ДДТ «У Белого озера» 2020-2021 уч.г. г. (см. Приложение 2).
Педагоги провели работу по выявлению одарённых детей в своих объединениях (см. Приложение 3). В целях профессионального продвижения инициативной группы была создана «Программа реализации индивидуального сопровождения одарённых детей, осваивающих продвинутый уровень образовательных программ» (см. Приложение 4), раскрывающая цель деятельности и значимость реализации одного из актуальных направлений «Дорожной карты» ДДТ «У Белого озера» в рамках нац. проекта «Успех каждого ребёнка». Программа направляет деятельность педагогов на создание системы работы с одарёнными детьми. Определяет стратегию работы через диагностику и создание условий для реализации творческого потенциала одарённых детей. Для более полного контакта и оперативного обмена сообщениями с педагогами разных СП была создана группа «Одарённые» в мессенджере WhatsApp.
Для полноценной работы группы создана информационная подборка о литературе по одарённым детям.
Творческая группа не ставила перед собой цель исследования феномена одарённости, её работа была направлена на выявление уникальных способностей и задатков одарённости у ребёнка, поиск и обмен опытом сопровождения одарённых детей, построения работы с этой категорией детей.
Целенаправленная общая работа с педагогами по данному направлению в организации велась впервые. Поэтому важно было определить общие подходы участников группы к работе с одарёнными детьми и этапы этой работы, при этом сохранив особенность работы каждого педагога, специфику его программы.
Как основные принципы в работе с одарёнными детьми педагоги определили: принцип создания комфортных условий; принцип создания условий для самопознания, самореализации; принцип вариативности содержания, форм, методов в учебно-воспитательном процессе.
Работа с педагогами по организации образовательной деятельности с одарёнными детьми осуществлялась «от ожидаемых результатов».
В начале учебного года при планировании деятельности педагогам необходимо было учитывать результаты входной диагностики для дальнейшей планомерной работы. Результаты входной диагностики скорректировали работу педагогов по реализации планов. В частности, изменилось количество детей, отнесённых педагогами к категории «одарённые». Следовательно, это предоставило возможность педагогам по-новому посмотреть на своих воспитанников и предложить им новые направления и предоставить новые возможности.
Используя доступные информационные источники по работе с одарёнными детьми, педагоги имели возможность сообщать предоставлять необходимую информацию детям, сопровождать детей при реализации проектов на различных порталах. Участники группы совместно разработали таблицу «Форма работы с одарёнными детьми», в которой обозначили конкретную деятельность с группой одарённых детей своего объединения. Как наиболее востребованные и эффективные формы (как очные, так и оn-line) педагоги отмечают: индивидуальные занятия, тренинги, выполнение тестовых заданий, участие в конкурсах, фестивалях, создание портфолио.
В процессе реализации направления педагоги, находящиеся в активной позиции, регулярно присылали материалы о проделанной работе. Эти материалы послужили наполнением сайта sitegifted-child. Сайт создан в целях общей информативности педагогов–участников группы, обмена опытом в реализации работы с одарёнными детьми, что позволяло быть в курсе изменений: «здесь и сейчас». На нём размещена большая часть информации по направлению деятельности группы по сопровождению одарённых детей.
Сайт содержит несколько страниц:
- Планирование;
- Формы и методы работы;
- Информационное поле;
- Домашнее задание;
- Обзор информационных источников.
Педагогам предоставлена возможность самостоятельно размещать информацию о проделанной работе, так как у каждого из участников группы есть доступ к сайту. Таким образом, все участники информированы о деятельности группы, опыте коллег, что помогает определиться с формами и методами работы, пополнить их из общей «копилки».
В помощь, при осуществлении деятельности группы, совместно создана таблица «Форма работы с одарёнными детьми», в которой педагоги обозначили конкретную деятельность с группой одарённых детей своего объединения (см. Приложение 5). Также для удобной навигации педагогов в обилии информации на просторах Internet о сопровождении одарённых детей, об официальных порталах, таких как Образовательный центр Сириус, Всероссийский портал ««Одарённые дети», Томский региональный образовательный портал «TROPA» и др. был составлен документ ОБЗОР информационных источников. Данный материал даёт представление о порталах, сайтах, на которых расположена информация о работе с одарёнными детьми; аннотация о каждом источнике и рекомендация адресатам, как использовать данный источник, для какого возраста участников информация является наиболее актуальной (см. Приложение 6).
Участники группы представили уникальный опыт работы по выявлению, развитию и сопровождению одарённых детей в ходе реализации образовательных программ. В данном сборнике представлена информация об участии и победах детей в конкурсах.
В 2020-2021 г. педагоги сопровождали более 60 детей из категории «одарённые», обучающихся по 16 образовательным программам. Дети приняли участие в 55 конкурсных мероприятиях, получив 185 призовых мест.
Кроме того, для составления представления о способе разработки ИОМ каждым из педагогов представлены по одному образцу от общего количества индивидуальных образовательных маршрутов детей (см. Приложение 7).
Рабочие материалы педагогов, собранные в течение года представлены в Приложении 8.
Создание и реализация индивидуального образовательного маршрута
Концепция одаренности. Современное определение понятия одаренности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности
- Высокие интеллектуальные способности;
- Высокие творческие способности;
- Способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
- Любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
- Высокая личностная ответственность;
- Самостоятельность суждений.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей — одно из важнейших направлений развития системы современного российского образования. Сверхзадача педагога, работающего с одаренными детьми и подростками — формирование у воспитанников комплекса компетенций саморазвития (от самопознания до самореализации) с максимальной ориентацией на индивидуальные особенности, потребности, интересы, способности воспитанника.
Шалва Амонашвили: «Смысл жизни в совершенствовании нашей собственной души. Душа каждого из нас – это алмаз негранёный. Самородный алмаз – это бесформенный полупрозрачный камешек, часто, с трещинами и посторонними включениями. Его огранка, тщательная отшлифовка делают его драгоценностью – бриллиантом. Смысл нашей жизни – в шлифовке нашей души, превращении её в бриллиант. … Детей надо любить и с ними заниматься, тогда в них расцветают чудесные цветы талантов».
Индивидуализация образования — это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога.
Используя метод сопровождения ребёнка согласно индивидуального маршрута, как одного из эффективных способов развития одарённых детей, педагог достигал цели в развитии конкретного ребёнка, ориентируясь на его индивидуальные запросы и потребности. Маршруты, разработанные педагогами разные по структуре, но одинаковые по значению (см. Приложение 6).
Всего было разработано 18 индивидуальных образовательных маршрутов. Педагоги по-разному прописывали индивидуальные маршруты продвижения обучающихся в реализации программы, но одинаково акцентировали внимание на достижениях детей.
Заключение
«Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – и есть только любовь к делу, процессу работы… Мне кажется, что вдохновение ошибочно считают возбудителем работы, вероятно оно является уже в процессе успешной работы, как следствие её… Талант – это любовь к своей работе» (М. Горький).
Одним из главных факторов, способных влиять на реализацию приоритетного направления работы педагогов дополнительного образования – создание условий для оптимального развития каждого из одаренных детей. Сюда же можно отнести детей, пока просто способных, у которых ещё не проявились в полной мере признаки одарённости.
Проведённая работа по сопровождению одарённых детей имеет смысл и перспективу деятельности.
Наверное, главное, чтобы сложилась система работы с одарёнными детьми. И тогда можно говорить о качественной работе по реализации одного из актуальных направлений «Дорожной карты» ДДТ «У Белого озера» в рамках нац. проекта «Успех каждого ребёнка», предусматривающую деятельность педагогов, реализующих образовательные программы с участием одарённых детей по выявлению, развитию и сопровождению одарённых детей разных детских объединений, расширения и увеличения базы познавательных интересов, интеллектуальных и творческих возможностей.
Педагоги отмечают, что индивидуальное сопровождение одарённых детей даёт заметный положительный эффект. Дети проявляют повышенный интерес к деятельности объединения, активно и результативно участвуют в конкурсах. Очевидна и позитивная динамика развития личностных качеств детей: они стали увереннее, смелее предъявляли результаты своих достижений на публике, стали более открыты к новому. Педагоги поделились наблюдениями, что «дети испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, от участия в разных конкурсах и фестивалях».
Список литературы
Используемая литература, источники
- Джумагулова Т.Н., Соловьёва Н.В. Одарённый ребёнок, дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. — СПб.: Речь; М. Сфера, 2009. — 160с.
- Диагностика одаренности как основа работы педагога // Образовательная социальная сеть nsportal.ru URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2017/02/04/diagnostika-odarennosti-kak-osnova (дата обращения 04.05.2021)
- Лавыгина Н. Е. Методы эффективного педагогического сопровождения образовательного процесса / Н. Е. Лавыгина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 334-336. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51030/ (дата обращения: 26.04.2021).
- Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей // Образовательная социальная сеть nsportal.ru URL: http://nsportal.ru/cvrmagdagachi/v-pomoshch-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya // (дата обращения 04.05.2021)
- Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования детей // Pandia сайт URL: https://pandia.ru/text/78/489/77847.php (дата обращения 04.05.2021)
- Основные формы и методы диагностики https://disk.yandex.ru/i/SVcWNCV1aQ2LfA
- Положение о Выставке-ярмарке методических материалов педагогов ДДТ «У Белого озера» (12.04.2021)
- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года- // ЕДИНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ сайт URL: http://dop.edu.ru/article/27148/proekt-kontseptsii-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detei-do-2030-goda (дата обращения 04.05.2021)
- Стремясь познать тайну Амонашвили. Научная статья. // Инфоурок URL:https://infourok.ru/nauchnaya-statya-stremyas-poznat-taynu-amonashvili-1662355.html (дата обращения 06.05.2021)
- Список литературы по направлению работы с одарёнными детьми // https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/07/spisok_literatury_po_rabote_s_odaryonnymi_detmi.pdf (дата обращения 04.05.2021)
- Шалва Амонашвили: подпольная педагогика любви к детям // Педсовет URL: https://zen.yandex.ru/media/pedsovet/shalva-amonashvili-podpolnaia-pedagogika-liubvi-k-detiam-608e57f57ffcba2d9ef5b56f (дата обращения 06.05.2021)